Фотоальбом

Раскатистый Раскатов.

Той же пьесою неповторимой,
Точно запахом краски дыша.
Вы всего себя стёрли для грима.
Имя этому гриму - душа.
Б.Пастернак

Льва Викторовича Раскатова в Иванове знают все и по сей день,даже те,кто редко или совсем не ходили и не ходят в театр.
Забавно,что моя двенадцатилетняя внучка, которая не могла видеть актёра на сцене,узнав,о ком я пишу,воскликнула: "Я его
знаю!"
Имя этого актёра возникает всегда,когда заходит разговор о театре.Сравниваем ли исполнительское мастерство разных поколений,говорим ли об актёрской премии, обсуждаем ли проблему партнёрства,"травим" ли актёрские байки - только и слышится:" А у Раскатова был приёмчик...Раскатов бы не стал этого играть...Ну,до Раскатова ему далеко..."
Трудно назвать обстоятельства или причины, определяющие путь человека в искусство.Но что имя и фамилия могут определить судьбу - об этом писали и Флоренский, и Фрейд, и другие учёные,по-разному толкуя сию премудрость.Что касается Льва Раскатова - попадание стопроцентное!
Народный художник России, режиссёр Борис Бланк, мноно и плодотворно работавший в нашей драме. долгое время считал имя Льва Раскатова театральным псевдонимом актёра.а ведь если посмотреть на весь творческий путь знаменитого ивановского лицедея,то, при очень скупой человеческой биографии, он получился необычно раскатистым.
Внешность этого артиста была тоже необычна, србрав воедино все характеристические оттенки загадочного свойства.Высокий открытый лоб,визуально увеличивающий за счёт уже в юности определившихся залысин, выдавал недюжинный ум.Большие, чуть навыкатетзелёно-ореховые глаза, всегда внимательны, но вроде бы и бесстрастные, оставляли собеседника с ощущением, что Лев Викторович знает что-то этакое про вашу жизнь,но молчит.
Очень подвижные брови вразлёт деали глаза актёра едельно выразительными, а вот нос "подгулял" - картошкой."Да,не граф", - смеялся над собой Раскатов.Но что перечёркивало типичное лицо славянина, так это чувственный рот с рельефно прорисованными губаи да ямочка на подбородке - ну чистый аристократ.
У Раскатова и кличка была - Самородок.Её произносили и с восхищением,когда оценивали сыгранные роли, и с раздражением. когда что-то срывалось по его вине.Но эта кличка довольно точно определяла артистическую природу Раскатова и ставила его в блистательной когорте актёров земли Ивановской - таких, как заслуженный артист РСФСР К.П.Антипин, И.П.Тихонов,В.А.Щудров,И.Н.Пругер,А.К.Заборских,С.А.Князев, - чуть выше, а фамилия Раскатов произносилась чуть звучнее.
На сцене его пластика была ни чем иным, как выразительным средством в лепке образа героя. а в жизни выдавала человека скрытного, себе на уме.
Лев Викторович ходил по одной линии, косолапя правой ногой, опустив плечи, подавшись вперёд(поэтому взгляд его бесподобных глаз выходил несколько исподлобья),размахивая правой рукой, а левую заложив за спину.Походка не горделивого актёра,но самобытность - налицо.При среднем росте он казался высокиим.
Все корни Раскатова - в Иванове: здесь он родился 17 октября 1927 года, здесь прошли его детство, отрочество и юность. Гены лицедейства - в отцовской породе.Виктор Константинович, будучи армейским курсантов в Москве,получил специальность культурно-массового работника и,вернувшись из армии в 1921 году,стал работать сначала в Центральном клубе ВЛКСМ,потом в клубе "Профинтерн" г.Иванова,где и пзнакомился на танцах с будущей свой женой и мамой Льва Викторович Ниной Васильевной.Когда родился у них малыш,Виктор Константинович работал директором кинотеатра "Арс".Но брак родителей был недолгим,хотя отец никогда не терял связи с сыном.Во втором браке у старшего Раскатова было четверо детей.Сводная сестра Галина вспоминала,что, когда для них готовились к празднику подарки, обязательно был ещё один, и отец громогласно объявлял:"А это для Лёвушки".
Нина Васильевна всю страсть души отдала сыну.Любовь и ласка простой секретарши-машинистки сделали мальчика впечатлительным. эмоциональным и добрым.
Он рос большим фантазёром.И дома в коммуналке, и на улице в сарае маленький Лёвка устраивал всякие выступления втягивая сверстников в игру "в театр".Поход в кино для пацанов 30-х годов - событие вселенского масштаба:всё завораживает - и Чаплин в котелке с тросточкой, и Бабочкин-Чапаев, и военные лётчики - покорители Севера...
Театр в первый раз Лёвушка увидел в десять лет.Мама повела его на спектакль "Земля" в здание Нардома текстильщиков(теперь там ноччной клуб "Таганка",до этого был кинотеатр "Великан").Впоследствии Лев Викторович вспоминал, что не спал всю ночь, больше всего поразила атмосфера праздника,публика безоговорочно верила всему,.что происходило на сцене,плакала и смеялась вместе с артистами.Может,уже тогда был заложен первый кирпичик фундамента большого артиста:зритель-одно из главных действующих лиц любого спектакля.
А потом был драмкружок во Дворце пионеров.Желающих - больше чем достаточно.Записываясь,Лёва не мог справиться с волнением, но именно эта эмоциональность и подкупила руководителей драмкружка.Он стал участником средней группы.
Актёр и руководитель кружка Павел Сергеевич Капустин был первым учителем Лёвы.на всю жизнь запомнил начинающий артист его слова о правде жизни на сцене, которые чудесным способом переплавятся потом в какое-то особое умение Раскатова рождать мысли на сцене - здесь и сейчас.Это какая-то творческая тайна, особое умение - ведь слова-то все чужие, выученные наизусть.
Интересно было наблюдать,что, когда он давал интервью,актёр лез изо всех щелей: и губы Раскатов вытягивал как-то по-особому, и артистично встряхивал головой- слишком заботился о том,какой он "в кадре".А когда играл на сцене - всё было так тонко,органично,и игры не видно было.В этом заключалась только ему известная тайна: обратить "глаза зрачками в душу"- и свою,и человека,которого играет.
Когда началась война,Лёве исполнилось 14 лет, на фронт не брали - мал.В 42-м юного Раскатова возьмут статистом в драматический театр, массовки станут его стихией на целый год, но уже в следующем году он получит "настоящую" роль - буфетчика Петрушки в спектакле "Горе от ума".Ставят этот спектакль народный артист СССР Андрей Дмитриевич Попов и московские художники Ю.Пименов и В.Сахновский.Вот когда начались у Лёвы Раскатова настоящие актёрские "университеты".
Признание придёт к нему рано.Среди первых успешных работ в Ивановском театре драмы он сам назвал роли Виктора в "Машеньке" Афиногенова и Сани Григорьева в "Двух капитанах" Каверина.Особенно любил последнюю.Эта роль переплелась с личностью Раскатова, переживающего собственное духовное становление.Играл он, как свидетельствовали рецензии на этот спектакль,с той мерой благородства и душевной прочности.по-мужски,без истерик,что актёры-наставники не могли не отметить профессиональную хватку молодого Раскатова.Похвала из уст Антипина и Щудрова была равноценна правительственной награде.
А звание заслуженно артиста РСФСР Лев Викторович получил в возрасте двадцати девяти лет.Это большая редкость в драматическом театре,но даже у старших коллег присвоение звания вызывало одобрение: актёрский талант Раскатова ощутим во всём, он играет точно и правдиво.пртнёрству учился в том числе у замечательных ивановских актрис-заслуженных артисток РСФСР К.С.Лунгрен, В.Н.Краснослободской,Е.П.Буниковской,И.П.Серовой.
За 50 лет сценической деятельности Лев Викторович переиграл такое количество ролей,что счёт их был неуместен уже тогда,когда отмечался юбилей "Четверть века на сцене". Какой же тип актёра являл он собой?
Каждый человек зависит от своего времени,причастен к его прозрениямнадеждам,иллюзиям и заблуждениям.Расцвет творчества Льва Раскатова - вторая половина пятидесятых годов,шестидесятые.В искусстве это время отличает пристальное вглядывание в человека,в его неповторимость,утверждение ценности каждого.Возрастает интерес к глубоким нравственным коллизиям.театр быстрее всего откликается на перемены в обществе и выдвигает актёра повышенной чуткости,умеющего через сыгранные образы воплощать течение и сложность мыслитаким современного человека.Раскатов на ивановской сцене был именно таким актёром.Он завораживал зал одним своим появлением обладая магнетизмом,каким природа наделяет избранных.
Галерея образов,созданных актёром в это время,впечатляет своей неоднозначностью:молодой помещик Викентьев в "Обрыве"по роману И.Гончарова, Виктор Бойцов в "Иркутской истории"А.Арбузова,Электрон Евдокимов в "Ещё раз про любовь"Э.Радзинского,царь Фёдор Иоаннович в трагедии А.К.Толстого,тульский оружейник Левша в "Блохе"Е.Замятина на тему Н.Лескова,дед Щукарь в "Поднятой целине"по роману М.Шолохова,Нил в "Мещанах"М.Горького,Христофор Блохин в "Сказках старого Арбата"А.Арбузова.
Наверное,точнее было бы сказать про актёра - не "созданных" им образов.а "прожитых", потому что Раскатов на сцене и в жизни-один человек.Так какой он?Да какой-то неуловимый.до конца нами не понятый русский талант.Самородок - и всё тут.
Есть две роли,два образа,созданные Львом Викторовичем на сцене, которые удивительным образом,на мой взгляд,раскрывают его как человека: это царь Фёдор Иоаннович в трагедии А.к.Толстого и егор Полушкин в драматической притче по повести Б.Васильева "Не стреляйте в белых лебедей".
Его царь фёдор - правдоискатель,благородный и чистый, ясность и доброта возвышают его над остальными.Его сердце доверчиво и радостно открывается в ответ на малейшее проявлением человечности.Его колебания - это колебания человека,которому осточертели борьба за власть.кровь,междоусобица,который с болью уязвлённой души говорит о судьбе человека в бесчеловечном обществе.Актёр лепил образ царя Фёдора 2из себя".исходя из знания жизни,раздумий о ней,боли за всех нас.Его голос,особенно тембр,вызывал в зрителях вибрацию чувств.Актёр сыграл царя-мученика на троне и сам же похожие состояния переживал в жизни.Обычно немногословный.он как бы "выливал"отраву из души,которая скапливалась от жизни в брежневском безвременье,монологами своего героя.
С 1985 года Лев Викторович возглавлял Ивановское отделение Союза театральных деятелей(СТД)России.В комсомольско-партийно-профсоюзно-худсоветской борьбе за "пироги и пышки" для театра прошла и его жизнь.Как только возникала конфликтная ситуация вокруг театра,все неслись к Раскатову,рассказывали и попутно учили,что он должен сказать в обкоме,где и в какой момент стукнуть по столу,когда хлопнуть дверью.Для человеческой природы Раскатова всё это было противоестественно,но он шёл туда,мало что говорил,больше слушал оправдания партийных лидеров,робеющих под испытующим взором его умных глаз,произносил сакрамениальную фразу типа "Театр грешно не поддерживать" и тихо уходил.То ли обаяние личности,то ли бескорыстие его,но срабатывало: аппаратчики помогали,решали вопросы.Театр с Раскатовым становился авторитетным.Сам же он выходил из "высоких" кабинетов с мученическим взором,за которым.казалось,слышались слова царя Фёдора:"Боже,Боже!За что меня поставил ты царём?",и шёл в театральный буфет выпить.
Когда Лев Викторович соприкасался с типами "простонародья" из породы чудаков,то обнаруживал себя,что говорится," с потрохами".Каков,например,Егор Полушкин,таков и Лев Раскатов.Спектакль "Не стреляйте в белых лебедей"имел потрясающий успех и в Иванове,и на многочисленных гастролях,в том числе в Ленинграде.Александрийский театр будет умолять Раскатова войти в его труппу,и за роль Егора он получит в 1975 году звание "Народный артист РСФСР".
Как и Полушкин,Раскатов - человек безмерной доброты,совестливости,чудак с твёрдыми убеждениями.Для него дружба и любовь - святые чувства,ими он наполнил своё сердце и душу.А как его любили женщины!Он в силу своей мягкости и деликатности не мог им отказать во внимании.Три брака...Две жены ушли вроде бы потому,что здорово попивал.но так и не вышли потом замуж.По свидетельству близких друзей Льва Викторовича,больше всего он любил ту,которая подарила ему дочку Ольгу,до боли на него похожую,красавицу и прекрасную актрису.Звали эту женщину Алеонтина,она всего на полгода пережила Льва Викторовича,уйдя со словами:"Лёвы нет,зачем мне жить?"
Раскатов был упорным артистом,а упорство талантливого актёра всегда "в помощь"режиссёру,потому что заставляет постановщика задуматься,мобилизоваться,обнаружить свои творческие потенции.Режиссёры любили работать с Раскатовым,он не знал простоя в работе.Звания только поднимали его достоинство,потому что это было справедливо.
В 1988году(редкое явление во все времена!)за заслуги перед театральным искусством Льву Викторовичу было присвоено "народный артист СССР"на Ивановской земле.
Весной 1993 года в Иванове и городах области прошли творческие встречи-концерты народного артиста СССР Евгения Леонова.В день приходилось работать по два,а то и по три концерта,держать публику в течение двух часов Леонову одному было трудно - сердечная недостаточность уже давала о себе знать.И он пригласил поучаствовать в них знаменитость - народного артиста СССР Льва Раскатова, о котором много слышал в Москве,но с которым не был знаком.Обычное дело в концертной практике:один работает,другой отдыхает в гримёрке.Когда выступал Лев Викторович,Евгений павлович стоял в кулисе и неотрывно смотрел на своего провинциального коллегу,слушал,как рукоплещет ему зал.По всему было видно,что выступает ровня.Сохранилась фотография,удивительно точно запечатлевшая любовь и уважение леонова к собрату по профессии.На последнем концерте он ушёл в гримёрку.прихватил у администратора концерта листок бумаги,ручку и написал:"Дорогой Лев Викторович!Вам,замечательному русскому артисту,отдавшему свою жизнь единственному театру,единственному городу,хочется поклониться в ноги и сказать огромное спасибо за Ваше доброе,сердечное искусство.Я представляю сколько же поклонников у Вас в городе,но среди них и я,где-то в первых рядах стою,чтобы обнять вас и пожать вам руку.Здоровья,счастья Вам и творчества!С уважением - Е.Леонов".
...А уже 23 юиля этого же года Лев Викторович уйдёт в мир иной,оставив неразгаданную тайну артиста,однажды точно попавшего в нерв своего времени.Он и сейчас продолжает вибрировать,когда мы произносим раскатистое имя большого артиста.


(Статья из книги "Я-актёр ивановского драматического")




ПО СТРАНИЦАМ ВОСПОМИНАНИЙ...

Прошло десять лет, как ушел из жизни актер Ивановского драматического театра, наш первый и последний ивановский народный артист СССР Лев Викторович Раскатов. Ушел… но не из театра, где он был, есть и будет, один из талантливейших русских актеров.

По сложившейся традиции 17 октября, в день его рождения вручаются премии имени Л. Раскатова. А в этом году вручение премий совпадает с премьерой спектакля "Ревизор", где одну из главных ролей исполняет блистательная Ольга Раскатова, дочь великого артиста.

О Л.В. Раскатове, о его творчестве написано так много, что хватило бы материала на хорошую книгу, которая не только порадовала бы ивановцев, любивших своего кумира, но могла бы стать настольной книгой артистической молодежи, студентов актерского факультета Ивановского училища культуры.

"Сцена "съела" 50 лет - как быстро! Но какой жизни! Понимаю, что никогда не прочтешь всех книг, не сыграешь всех ролей, но если б пришлось все начинать сначала, - я бы повторил этот путь…" Так говорил сам Лев Викторович, подводя итоги своей пятидесятилетней творческой деятельности, в последний свой театральный сезон 1992-1993 г.г.

Ивановский театр стал для Л. Раскатова его "университетами". Судьба уже на первых порах свела начинающего актера с режиссерами, представлявшими цвет театрального искусства, - А. Поповым, А. Диким, в военные годы ставившими спектакли в Иванове. На его глазах создавали образы мастера сцены М. Колесов, К. Клавдина, Н. Миловидов.

В актера поверили. Вскоре ему поручили роль Сани Григорьева в спектакле "Два капитана" по роману В. Каверина. Девиз героя "бороться и искать, найти и не сдаваться" находил горячий отклик у зрителей в те, военные годы.

А Бледнова, работавшая в театре заведующим литературно-драматической частью, тонко чувствовавшая все грани таланта актера, рассказывает: "Роль Сани Григорьева принесла признание молодому актеру: она раскрывала все лучшее, чем он владел в ту пору, пору духовного мужания. Л. Раскатов вел разговор о бескомпромиссной, готовой на поиски и дерзания юности…"

В своей книге "Опустевшие подмостки, отшумевшие миры" Н. Шутова со слов его современников пишет, что в сцене, когда раненый Саня, брошенный Ромашовым, ползет, превозмогая боль, актер пять минут один держал зал в напряжении. Как вспоминал Л. Раскатов, "создавалось ощущение, что зал вдохнул, а выдохнуть не может, пока я не доползу до места". Умение владеть залом - кто научил актера этому? Может быть, режиссер спектакля В.П. Акинфиев? А, может, это "дар Божий"?

Вот что вспоминает Ирина Гаффнер, его современница, учительница, ведущая актриса самодеятельного драматического коллектива областного дома учителя: "В начале пятидесятых годов прошлого века нашим коллективом руководил актер драмтеатра Николай Миловидов. Лева дружил с ним и часто не только бывал у нас, но и часто выручал, особенно на выездах, заменяя кого-либо из заболевших наших актеров. И вот как-то на одном из праздников Лева пел арии из оперетт просто великолепно. Он все умел, и петь, и танцевать, особенно вальс - божественно. Я говорю: "Лева, почему ты не пошел в оперетту, из тебя бы вышел блестящий "простак"?" Он ответил: "Нет, я там "заштампуюсь"". "Но ты достаточно талантлив, чтобы избегать "штампа", найти и внести в каждый образ что-то свое". "Нет, я в оперетте не получу того, что я получу в драме - власть над залом"".

За 50 лет служения Ивановскому театру - одному-единственному за всю жизнь - сыграно столько ролей, что даже самые лучшие перечислить невозможно: их очень много. Трагедийные, драматические, комедийные… Творческий диапазон актера велик. А. Бледнова в 1987 г. писала: "Помню спорный, противоречивый, глубокий образ Александра Ведерникова в спектакле "Годы странствий" по пьесе А. Арбузова; надломленного, страдающего, очень человечного царя Федора Иоанновича в одноименной пьесе А. Толстого; позднее горьковского Сатина… И все же я бы назвала Раскатова актером лирико-романтического плана… Роль Полушкина в спектакле "Не стреляйте в белых лебедей" по пьесе Б. Васильева, словно полная высокого звучания песня о мечте, о прекрасном, исполненная Раскатовым на одном дыхании. Какую бы роль ни играл Раскатов, он идет от частного случая к обобщениям, как бы вводит создаваемый образ в окружающую нас жизнь, в сегодняшний день. И в этом - современность его незаурядного таланта, его неувядаемость. Вот почему, в каком бы спектакле ни играл Раскатов, - он интересен".

В статье "Именем шута" режиссер И. Южаков, к сожалению, не так давно тоже ушедший из жизни, писал: "Вспоминаю с тихой радостью нашу с ним работу в начале 80-х годов над спектаклями "Максим" и "Санька, Саня, Александра…", где Раскатову пришлось играть не главные роли людей далеко не симпатичных. Его "душа общества" Дымба из "Максима", по-моему, был интереснее, чем Дымба М. Жарова из знаменитого фильма. Его обаяние и кабацкая элегантность в этой роли, смешанные с лютой злобой Иуды, были страшным знаком вечного предательства… Контраст - любимый прием Раскатова.

Любил он завести в парилку, довести до умиления, до расслабления, а потом - в снег! Или - в прорубь!..

Умный был человек и хитрый. Практически лишенный специального образования, на сцене умел делать все, чувствуя себя как рыба в воде, обладал техникой, какую годами отрабатывают в театральных академиях".

Вспоминая поставленный им спектакль "Ретро" по пьесе А. Галина, И. Южаков писал: "Был предложен эксперимент. Трех партнерш Раскатова (трех "невест" одинокого старика) играли в двух разных составах актрисы в возрасте и совсем молодые. И если физиологическая старость у зрителей кроме жалости ничего не вызывала, то талантливо сыгранная молодыми осень жизни получила явное одобрение публики. Раскатов сразу почуял, что успех за молодыми, усердно репетировал с ними… И уж наслаждался, просто "купался" он и в драматических сценах, и моложе молодых отплясывал с тремя "старушками" поочередно. Любил играть с молодыми… Славно убеждался сам, что еще молод и многое может. Любил дочь-актрису. Любил нежно и строго… Они могли сыграть вместе роли отца и дочери в "Короле Лире", "Золотом дне", "Пигмалионе"… Она сыграла, но… без него".

Отец и Дочь - Лев и Ольга Раскатовы. Это славная история нашего драматического театра. История и ее продолжение. Не много пришлось им играть вместе: "Максим", "Санька, Саня, Александра…", "Отелло", "Моя профессия сеньор из общества", "Любовь и голуби"”.

Уникальный актер, общий любимец, он очень трепетно и в то же время требовательно относился к дочери. Смоленский театр в ее жизни - время поиска, самоопределения и самостановления. Ее возвращение совпало с его уходом. Негласным завещанием ей осталась намоленная Львом Викторовичем родная ивановская сцена. Здорово, когда артист, человек остается не только в памяти зрителей, но продолжается в своих детях.

Они очень разные. Его герои - добродушные, простые. Ее - гордые и независимые. Но общим и главным в их судьбе стал театр, которому они посвятили себя.

И снова возвращаемся к воспоминаниям. "Молодость - это не возраст, а состояние души", - говорил поэт Михаил Светлов. И Раскатова, уже немолодого человека, многие называли Лева, Левушка. В глаза и за глаза. Это - ласка, благодарность за то, что умел быть вот таким -

своим. За то, что порой из него так и "светил" пацан с одного из дворов ивановских улиц. Его называли "парнем из нашего города". Но ведь это звание надо заслужить…

Иногда оглядываясь назад, Лев Раскатов жалел, что мимо него "прошли" Хлестаков, Сирано де Бержерак… Можно представить, какими яркими, неповторимыми, окрашенными раскатовской индивидуальностью могли бы стать эти образы! Только и их ему было мало - манили бы другие. Таким уж был наш Раскатов - неутомимым в творчестве. Таким он был и остался с нами: большой актер, с именем которого навсегда связана история культуры нашего края… Так с любовью и теплотой вспоминают Л. Раскатова его друзья, коллеги. На буклете, выпущенном к 70-летию со дня рождения Л.В. Раскатова, написано: "Мы Вас любим, Лев Викторович!" И тогда, в 1997 году, готовясь к вечеру-концерту его памяти, художественный руководитель театра, заслуженный артист России Н. Максимов писал: "Что можно подарить в день рождения большому русскому провинциальному артисту? Артисту, отдавшему свое сердце нашему театру? Как сделать так, чтобы он нас услышал и увидел в этот день?.. Вдохнул бы надежду… Увидел бы на сцене свою дочь, Ольгу… И сегодня мы все вместе попробуем создать иллюзию его присутствия…"

Ольга Раскатова вспоминает об отце: "Согласитесь, Лев Раскатов - имя как будто придуманное для театральной афиши, кажется, что за ним стоит высокий, широкоплечий богатырь. А ведь отец был каким-то домашним - теплым, скромным, застенчивым… И кого бы он ни играл, за всеми его героями угадывался он сам - добрый, мудрый, тактичный человек, отчасти чудак, из тех, на которых держится мир… Играл он всегда с такой отдачей, азартом, что зритель платил ему любовью, о какой мы, нынешние, можем только мечтать. Они часами сторожили его у служебного входа, писали его имя на стенах, на сугробах в сквере у театра, знали наизусть тексты из его ролей. Сейчас в это уже трудно поверить… Конечно, он не был святым. Но судит его пусть тот, кто сам без греха. А я любила и люблю его таким, каким он был. Он жил, как умел. И я очень завидую своему отцу, актеру Раскатову, вернее тому, как он прожил свою жизнь".

В прошедшем сезоне 2002-2003 г.г. неоднократно зал взрывался аплодисментами на спектакле "Они будут так трепетно счастливы" по пьесе Н. Птушкиной, где Ольга Раскатова блестяще сыграла роль Татьяны, и из зала неслись прекрасные слова: "Мы Вас любим, Ольга Раскатова!" Вот что значит - наследница по прямой!

В заключение хотелось бы снова вернуться к статье режиссера И. Южакова, где он писал: "Он должен продолжаться, быть среди нас. Он мог бы вернуться к ивановским зрителям театральным фестивалем имени Раскатова, фестивалем русской провинции. Хозяевами были бы ивановцы, а гостями - костромичи, ярославцы и прочие волжане. Да и столичных звезд могли бы пригласить. Померились бы талантами. Может и будущего Мастера заприметили бы… Фестиваль мог бы быть веселым, с шутливыми "львиными" призами, посиделками в актерском кабачке "У Левушки"… Это фантазия. А если совсем серьезно - надо уже сегодня понять, что в истории этого города, в истории культуры этого края Раскатов занял место в одном ряду с меценатом Бурылиным, художником Кориным, художником Голиковым… Так почему бы бульвар между площадями Пушкина и Революции, который проходит под стенами театра, куда пятнадцатилетним пришел Лева Раскатов, не назвать Раскатовским, именем Артиста, именем Шута".

Подготовила Людмила Макарова

 



Внимание! При использовании материалов сайта ССЫЛКА на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!!!


Сайт Ивановского драматического театра АЛЕКСАНДР ЧУПИН
персональный сайт Лев и Ольга Раскатовы. Сообщество

made by Olga&Ivan ©2011
Сайт управляется системой uCoz